"Свой профессиональный рост
педагоги должны повышать в
комфортных условиях среди
коллег, которым они доверяют."
В.П.Малинская
Русинова Юлия Анатольевнаучитель-логопед ГБОУ СОШ № 347 Невского района СПб.
Нициевская Светлана Евгеньевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 347 Невского района СПб.
Большое событие в любой семье – поступление ребёнка в первый класс. Ребенок ждет этого с нетерпением, а родители волнуются. Как сделать так, чтобы ребенок успешно усваивал программу, утром с удовольствием бежал в школу, а вечером с гордостью рассказывал о своих достижениях дома? Успешным обучение бывает тогда, когда в школе рядом с ребёнком внимательные, неравнодушные, творческие педагоги, готовые помочь ему поверить в себя, научить добывать знания и применять их в жизни. А если педагоги тесно взаимодействуют между собой, понимают друг друга, это еще лучше сказывается на развитии ребенка. Такое взаимодействие всегда есть у учителя начальных классов и учителя – логопеда.
Все учителя знают, что на уроках литературного чтения в первом классе на этапе обучения грамоте очень много внимания уделяется артикуляции звуков. Учитель постепенно определяет, кому из детей необходима помощь логопеда в постановке звуков. В свою очередь логопед в начале года проводит обследование всех первоклассников, чтобы выявить детей, речь которых имеет нарушение к началу школьного обучения. На этом этапе происходит первое знакомство маленьких школьников с учителем – логопедом. Большой радостью для первоклашек становится приход в класс в середине такого урока логопеда, который во время логопедической физминутки приносит детям куклу - сказочного героя. Дети старательно повторяют за логопедом чистоговорки, выполняют под музыку упражнения, которые помогают ориентироваться в пространстве, развивают чувство ритма, активизируют речевые функции детей. Похвала учителя - логопеда и его сказочного героя очень важна для них. Такие занятия совместно с учителем - логопедом мы проводим два раза в неделю.
Не у всех учеников к первому классу рука хорошо поставлена для письма. Писать элементы букв ребёнку сначала довольно сложно. Поэтому в начале каждого урока русского языка на этапе обучения грамоте полезно проводить гимнастику для пальцев рук. Приёмам развития мелкой моторики детей обучает первоначально логопед, а потом мы используем их ежедневно на уроках письма. Можно использовать «терочки» - прямоугольники с любыми наклеенными на них рельефными картонками (например, гофрокартон), которые родители по заданию изготавливают дома. Гимнастику – тремя пальчиками по картонке – можно проводить под веселые стихи, под счет, под определенную инструкцию. На первое родительское собрание мы приглашаем учителя – логопеда. Она рассказывает о различных видах массажа пальчиков, о том, как это важно для активизации работы мозга.
Уже в начале первого класса дети, которые имеют дефекты в произношении звуков, начинают индивидуально заниматься с логопедом. После того, как ребенок научится произносить звук, логопед сообщает об этом учителю, объясняет, на какой стадии коррекции находится звук, и просит учителя следить, чтобы ученик пользовался поставленным звуком в самостоятельной речи на уроках. Когда звуки у детей – логопатов будут автоматизированы, логопед вместе со своими подопечными приходит в класс, и дети читают стихи, говорят - показывают одноклассникам, каких успехов они достигли на логопедических занятиях.
Ко второму классу с развитием навыков письма уже четко можно определить, у кого из детей постоянно появляются ошибки, вызванные нарушением оптики. Такие дети часто пишут буквы в зеркальном отображении, путают «Б» и «Д», «П» и «Т» и др. В одиночку учитель начальных классов не может помочь учащемуся избавиться от таких ошибок. Учитель направляет таких детей на консультацию к логопеду и при необходимости дети ходят на специальные занятия. Учитель - логопед не только ведёт систематическую коррекционную работу, но и вырабатывает рекомендации для учителя по оказанию помощи детям группы риска.
На уроках русского языка в 3 – 4 классах, когда у детей увеличивается темп и объем письменных работ, почерк у некоторых учеников становится неразборчивым. Логопед обследует детей, формирует группу ребят с такими проблемами и работает с ними по определенной методике. Методика основана на соединении образных ассоциаций с движениями руки при написании элементов букв. Учащиеся на занятиях у логопеда отрабатывают правильное написание элементов, объединяют их в целые буквы, пишут слоги, слова, предложения. Когда у детей вырабатывается красивый почерк, они подписывают поздравительные открытки родителям и учителям, показывая свои достижения. Кроме этого в начале второго года обучения учитель – логопед выходит в класс и проводит диагностическую работу по выявлению детей с проблемами письменной речи. Каждый ученик класса заводит отдельную тетрадь, в которой ребёнок выполняет задания раз в месяц, когда логопед проводит занятие со всем классом по профилактике дисграфии. Каждую работу проверяет отдельно учитель, выделяя орфографические ошибки красной пастой, и отдельно логопед, выделяя логопедические ошибки зеленой пастой. Дети, у которых особенно выражены такие нарушения, занимаются в группах по коррекции письменной речи у логопеда. Фонетический разбор для многих детей является сложным видом работы. Особенно тяжело работать, если у ребенка нарушен фонематический слух. Учителя отмечают, что те дети, которые занимаются с учителем – логопедом, фонетический разбор выполняют грамотно, смело, без ошибок.
Если работа учителя начальных классов и учителя – логопеда построена правильно, они понимают друг друга и эффективно взаимодействуют, то учитель, используя логопедические приемы, сможет выявить детей, которым необходима профессиональная помощь логопеда, а логопед будет корректировать детей, чтобы они успешно усваивали программу общеобразовательной школы.
педагоги должны повышать в
комфортных условиях среди
коллег, которым они доверяют."
В.П.Малинская
Совместная работа учителя начальных классов и
учителя – логопеда как фактор успешности обучения
детей в начальной школе.
Нициевская Светлана Евгеньевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 347 Невского района СПб.
Большое событие в любой семье – поступление ребёнка в первый класс. Ребенок ждет этого с нетерпением, а родители волнуются. Как сделать так, чтобы ребенок успешно усваивал программу, утром с удовольствием бежал в школу, а вечером с гордостью рассказывал о своих достижениях дома? Успешным обучение бывает тогда, когда в школе рядом с ребёнком внимательные, неравнодушные, творческие педагоги, готовые помочь ему поверить в себя, научить добывать знания и применять их в жизни. А если педагоги тесно взаимодействуют между собой, понимают друг друга, это еще лучше сказывается на развитии ребенка. Такое взаимодействие всегда есть у учителя начальных классов и учителя – логопеда.
Все учителя знают, что на уроках литературного чтения в первом классе на этапе обучения грамоте очень много внимания уделяется артикуляции звуков. Учитель постепенно определяет, кому из детей необходима помощь логопеда в постановке звуков. В свою очередь логопед в начале года проводит обследование всех первоклассников, чтобы выявить детей, речь которых имеет нарушение к началу школьного обучения. На этом этапе происходит первое знакомство маленьких школьников с учителем – логопедом. Большой радостью для первоклашек становится приход в класс в середине такого урока логопеда, который во время логопедической физминутки приносит детям куклу - сказочного героя. Дети старательно повторяют за логопедом чистоговорки, выполняют под музыку упражнения, которые помогают ориентироваться в пространстве, развивают чувство ритма, активизируют речевые функции детей. Похвала учителя - логопеда и его сказочного героя очень важна для них. Такие занятия совместно с учителем - логопедом мы проводим два раза в неделю.
Не у всех учеников к первому классу рука хорошо поставлена для письма. Писать элементы букв ребёнку сначала довольно сложно. Поэтому в начале каждого урока русского языка на этапе обучения грамоте полезно проводить гимнастику для пальцев рук. Приёмам развития мелкой моторики детей обучает первоначально логопед, а потом мы используем их ежедневно на уроках письма. Можно использовать «терочки» - прямоугольники с любыми наклеенными на них рельефными картонками (например, гофрокартон), которые родители по заданию изготавливают дома. Гимнастику – тремя пальчиками по картонке – можно проводить под веселые стихи, под счет, под определенную инструкцию. На первое родительское собрание мы приглашаем учителя – логопеда. Она рассказывает о различных видах массажа пальчиков, о том, как это важно для активизации работы мозга.
Уже в начале первого класса дети, которые имеют дефекты в произношении звуков, начинают индивидуально заниматься с логопедом. После того, как ребенок научится произносить звук, логопед сообщает об этом учителю, объясняет, на какой стадии коррекции находится звук, и просит учителя следить, чтобы ученик пользовался поставленным звуком в самостоятельной речи на уроках. Когда звуки у детей – логопатов будут автоматизированы, логопед вместе со своими подопечными приходит в класс, и дети читают стихи, говорят - показывают одноклассникам, каких успехов они достигли на логопедических занятиях.
Ко второму классу с развитием навыков письма уже четко можно определить, у кого из детей постоянно появляются ошибки, вызванные нарушением оптики. Такие дети часто пишут буквы в зеркальном отображении, путают «Б» и «Д», «П» и «Т» и др. В одиночку учитель начальных классов не может помочь учащемуся избавиться от таких ошибок. Учитель направляет таких детей на консультацию к логопеду и при необходимости дети ходят на специальные занятия. Учитель - логопед не только ведёт систематическую коррекционную работу, но и вырабатывает рекомендации для учителя по оказанию помощи детям группы риска.
На уроках русского языка в 3 – 4 классах, когда у детей увеличивается темп и объем письменных работ, почерк у некоторых учеников становится неразборчивым. Логопед обследует детей, формирует группу ребят с такими проблемами и работает с ними по определенной методике. Методика основана на соединении образных ассоциаций с движениями руки при написании элементов букв. Учащиеся на занятиях у логопеда отрабатывают правильное написание элементов, объединяют их в целые буквы, пишут слоги, слова, предложения. Когда у детей вырабатывается красивый почерк, они подписывают поздравительные открытки родителям и учителям, показывая свои достижения. Кроме этого в начале второго года обучения учитель – логопед выходит в класс и проводит диагностическую работу по выявлению детей с проблемами письменной речи. Каждый ученик класса заводит отдельную тетрадь, в которой ребёнок выполняет задания раз в месяц, когда логопед проводит занятие со всем классом по профилактике дисграфии. Каждую работу проверяет отдельно учитель, выделяя орфографические ошибки красной пастой, и отдельно логопед, выделяя логопедические ошибки зеленой пастой. Дети, у которых особенно выражены такие нарушения, занимаются в группах по коррекции письменной речи у логопеда. Фонетический разбор для многих детей является сложным видом работы. Особенно тяжело работать, если у ребенка нарушен фонематический слух. Учителя отмечают, что те дети, которые занимаются с учителем – логопедом, фонетический разбор выполняют грамотно, смело, без ошибок.
Если работа учителя начальных классов и учителя – логопеда построена правильно, они понимают друг друга и эффективно взаимодействуют, то учитель, используя логопедические приемы, сможет выявить детей, которым необходима профессиональная помощь логопеда, а логопед будет корректировать детей, чтобы они успешно усваивали программу общеобразовательной школы.
Совершенно верно! Все так и происходит. Спасибо, Юля, что ты осветила основные этапы совместной работы учителя и специалиста. Дам почитать своим учителям.
ОтветитьУдалить