РУСИНОВА Юлия Анатольевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №
347 Невского
района, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран
труда РФ
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: julyrus@yandex.ru
ЭФФЕКТ ЗЕРКАЛЬНОГО ПИСЬМА
Проблемы адаптации леворуких обучающихся с
несформированностью зрительно-пространственного восприятия и моторной
координации
Аннотация. В статье автор раскрывает проблемы
обучения, воспитания и социализации леворуких детей. Автор анализирует
трудности леворуких первоклассников при формировании навыков письма, чтения и
счета, зеркальное письмо и чтение, а так же последствия при переучивании левшей
письму правой рукой
Ключевые слова: леворукие дети; зеркальное
письмо; микропаузы; нарушения чтения; неврозы.
Проблемы адаптации леворуких обучающихся начальных классов
всегда волновали воспитателей, педагогов, психологов и заботливых родителей… По
данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к
обучению в школе. Исходя из различных исследований, можно сделать вывод, что
процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в
2 раза превышает средние цифры у правшей.
Леворукие дети наиболее часто встречаются с трудностями при
формировании навыков письма, чтения и счета. Зрительное восприятие является
отправной точкой для освоения этих умений. Нарушение или недостаточность
развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и
зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к
возникновению следующих трудностей:
·
восприятия
и запоминания сложных конфигураций букв, что ведет к медленному темпу чтения;
·
формирования
зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов; ребенок путает
сходные по конфигурации буквы и цифры; пишет лишние элементы или не дописывает
элементы букв, цифр);
·
выделения
и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал,
квадрат – ромб – прямоугольник);
·
копирования;
·
неустойчивого
почерка (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
·
зеркального
написания букв, цифр, графических элементов;
·
очень
медленного темпа письма.
Большое влияние на неуспешность обучения в начальных классах
оказывает сниженный темп письма и феномен зеркальных движений, так часто
встречающийся у левшей. Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит
из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения
и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и
программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной
координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной
длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе
формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.
Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки
быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это
приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.
Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки,
которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
ЭФФЕКТ ЗЕРКАЛЬНОГО ПИСЬМА
С феноменом зеркальных движений знакомы большинство воспитателей,
педагогов и внимательных родителей леворуких детей. Он проявляется в виде
зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается
слово, потом пишет предпоследнюю и т. д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному
слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное
слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное
восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка
могут восприниматься даже как своего рода «способности». К сожалению, такие
проявления часто являются всего лишь отражением трудностей
зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки,
зрительно-моторной координации.
Частота зеркального
письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85 %. Однако нужно заметить, что у
большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное
зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы
зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством – при
овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно,
когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления
зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно
после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной
недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей
функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления
зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ
вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия,
корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и
навыки самопроверки.
Наряду с зеркальным письмом у детей
достаточно часто наблюдается зеркальное
рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании – верх и
низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем
ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением
неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо
также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей:
·
у
одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный
характер – дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого;
·
другие
– не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они
отображают.
Одним из объяснений
зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная
глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению
движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и
слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе
левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у
левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании
леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все
меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями
обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше
«все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется
напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной
организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать
нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с
заиканием – это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном
состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным,
беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные
нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются
невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается
функциональное состояние нервно-психической сферы, т. е. развивается невроз, например, писчий
спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей
специально изучались. У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед
неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где
родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить
препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное, на наш взгляд,
убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и
родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход – приспособиться к
особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в
правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет
научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики
их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши
левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки
родители, воспитатели и педагоги обязаны прислушиваться к рекомендациям
специалистов, изучающих феномен левшества, чтобы облегчить жизнь таким детям, а
не пытаться «перекроить мозг» посредством перекладывания ложки и карандаша в
правую руку…
Список литературы
1.
Бадалян Л.О. Невропатология. – М.,
1982.
2.
Безруких М.В. Леворукий ребенок в
школе и дома. – Екатеринбург, 1998.
3.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции
человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1969.
4.
Макарьев И.Е. Если ваш ребенок
левша. – СПб., 1995.
Комментариев нет:
Отправить комментарий