МОСКВИНА Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Возможности
формирования учебных языковых компетенций программы «Перспектива»
Аннотация. В статье автор указывает на новые требования к
обучению детей согласно ФГОС второго поколения. Анализирует языковую
компетентность, как познавательную деятельность детей для овладения языком и
речью, и выражает глубокие сомнения, что содержание предлагаемых учебников
полностью удовлетворяет требования ФГОС. Автор, анализируя учебник, кратко
приводит примеры заданий и подвергает сомнению методическую компетентность
авторов учебника.
Ключевые слова: ФГОС; языковая компетентность; программа
«Перспектива»; задания; упражнения; объём материала; некорректные задания.
Современное образование в России
переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
(ФГОС). В последние годы увеличивающийся
поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности младших
школьников.
Языковая
компетенция – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной
на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как
личности. Особая роль в речевой деятельности, коммуникативных навыков
принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте
развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка.
В
методике изучения языковой теории дается характеристика грамматического
материала как исследуемой школьниками системы, где, возможно, методика опирается
на языковое чутье учащихся, на практический языковой навык, выявляются функции
грамматических категорий и форм с опорой на образцовые тексты и на языковую
прагматику.
Меняются цели и содержание
образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём
многообразии – учебник остаётся главным источником учебной информации для
ученика. К сожалению, учебники нередко критикуются учителями и родителями
учеников.
КРАТКИЙ
АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мне
хочется обратить внимание на учебник Русского языка Л.Ф. Климановой по
программе «Перспектива».
На
изучение темы «Имя Существительное» во 2 классе отводится 8 уроков. Материал
учебника на стр. 76 упр. 99 (2часть). Предлагается текст:
В
саду
Весна.
Алёша и папа поехали на дачу. Они осмотрели свой сад. Кора на молодых яблонях и
грушах кое-где потрескалась. Как защитить деревья? Алёша решил побелить стволы
яблонь и груш.
Похорошел фруктовый сад!
По
заданию из данного текста нужно выписать четыре слова:
Алёша и папа, яблони и груши.
Так
учеников знакомят с понятием одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Затем упр.100 и 101 на стр.77, из которых необходимо выписать две группы по 5-7
слов. Считаю, что данного материала для урока недостаточно. Ученики второго
класса должны за урок писать больше 16 слов. Поскольку других источников
учебного материала у нас нет, учителю приходиться искать дополнительный
материал.
Предлагаю ребятам такое задание:
превратить неодушевлённые существительные в одушевлённые.
Что? Кто?
аптека аптекарь
библиотека библиотекарь
двор дворник
гора горняк
- С помощью какой части слова (морфемного
конструктора) удалось это превращение? (повторение ранее изученной темы
«Словообразование»).
Второй
урок
На следующем уроке (стр. 78 – 79) в упр.
102 предлагается отрывок из сказки «Кот в сапогах» Ш. Перро и проводится с этим
текстом работа по развитию речи. На мой взгляд, эту работу лучше перенести на
вторую половину урока. А начать урок с упр.103, повторив, тем самым, материал
прошлого занятия.
Третий урок
Материал третьего урока по теме «Имя
Существительное» располагается на стр. 80-81.
На этом занятии повторяется понятие собственных и нарицательных имён существительных. В упр.
104 игра «Кто это? Что это?» такое
задание:
Рассмотрите рисунки. По очереди показывайте
друг другу на один из предметов, изображённых на рисунке, и записывайте
название этого предмета. Выигрывает та пара, которая запишет больше имён
существительных.
Задание
дано не корректно. Непонятно чему хотят
научить ребят авторы учебника в этой обучающей игре. Это упражнение можно
выполнить с большим толком, если изменить задание. Например так: Договоритесь со своим соседом по парте о
том, какие слова вы будете выписывать, на какой вопрос они будут отвечать «Кто
это?» или «Что это?» Затем пара старается выписать как можно больше
существительных, отвечающих на выбранный вопрос. Возможно установление
временного отрезка для выполнения задания.
По истечении времени подсчитываются слова и определяется пара-победитель.
Упр.105
здесь в рамках этого урока просто неуместно. Оно больше бы подошло для занятия
по теме «Части речи». В упр. 106 дан текст «Русские города». С текстом не
проводится никакой работы. Задаётся только один вопрос: «Почему некоторые слова
в этом тексте пишутся с большой буквы?»
Думаю необходимо задать и другие вопросы:
- Все ли слова вам знакомы?
- Какие новые названия городов (рек) вы
узнали?
- Как пишутся имена собственные? Запишите
текст.
* *
* * *
Выполнить
задание из упр. 107 невозможно.
Назовите
и запишите по группам как можно больше имён собственных с данными значениями.
Какие из этих названий надо заключать в кавычки?
Названия
городов.
Названия
рек.
Названия
морей.
Название
стран.
Название
столиц разных государств.
Название
автомобилей.
Название
журналов для детей.
Имена собственные к этим группам можно
придумывать бесконечно.
Предлагаю
всем классом обсудить по несколько примеров к каждой группе. Выяснить, какие из
этих имён собственных надо заключать в кавычки. А затем предложить на выбор 1-3
группы записать в тетрадь.
Четвёртый
урок
Материал
для четвёртого урока довольно большой (стр.82-83, упр. 108-111). Урок можно
начать с упр. 111.
И.А.
Крылов, А.С. Пушкин, Россия, Самара, Ф. И. Тютчев, Италия, Псков, К. И.
Чуковский, Новгород, С. Я. Маршак, Владимир, Польша.
Но записывать не все три группы, а дать
ученикам возможность записать только одну группу собственных имён
существительных. Предварительно, конечно, обсудив незнакомые слова и фамилии
поэтов, вспомнив некоторые произведения этих авторов, прочитанные ребятами.
Затем устно разбить эти слова на группы.
Пятый урок
Пятый урок по теме «Имя существительное»
включает в себя материал учебника на стр.84-86, упр.112-115. В упр. 113 представлен большой текст из
повести-сказки Э. Успенского.
Шарик
и Дядя Фёдор повели телёнка в дом. Дома они его рассмотрели. Он был шерстяной и
мокренький.
Стали думать, как его назвать.
Шарик говорит:
- А чего думать? Пусть будет Бобиком.
Кот
как захохочет:
- Ты его ещё Рексом назови. Или Тузиком.
Тузик, Тузик съешь арбузик! Это же бык, а не спаниель какой-нибудь. Ему нужно
серьёзное название…
И все стали думать. Кот придумал имя
Стремительный. Морское и красивое. Дядя Фёдор придумал имя Гаврюша. Оно очень
подходило телёнку. А если большой бык вырастет, его никто бояться не будет.
Потому, то бык Гаврюша не может быть злым, а только добрым.
Из
представленного текста нужно выписать только имена собственные. (7 слов)
Упр.
115 входит в рубрику «Творческая переменка».
В данное стихотворение нужно вставить подходящие рифмующиеся клички для щенка. Списать стихотворение детям
не предлагается.
* *
* * *
Мне кажется, ребятам интереснее
поучаствовать в сочинении стихотворения. Возьмём отрывок из стихотворения И.
Холина «Подарки слонёнку» и уберём из текста имена детей. А учеников попросим придумать
имена ребят, обращая внимание на то, кто может готовить подарок - девочка или
мальчик. В результате у каждого ученика получается своё стихотворение.
Вырос
слонёнок в Москве, в зоопарке.
Дети
готовят слонёнку подарки.
Вяжет
…… слонёнку носочки,
….
ему вышивает платочки.
…...
плетёт для слонёнка корзинку,
……
рисует слонёнку картинку.
Вырастил……
слонёнку котёнка —
Пусть
забавляет котёнок слонёнка.
* * * * *
Комментировать материалы учебника можно
продолжить... Учебник должен быть активным помощником учителя,
ученика и родителей. По учебнику
комплекта «Перспектива» крайне сложно повторить или освоить материал (в случае пропуска ребёнком занятия по
болезни) без помощи опытного учителя. Ребятам и родителям трудно выделить из
текста учебника теоретический материал изучаемой темы, понять какими знаниями
должен владеть ребёнок после изучения темы.
Утрачена системность подачи учебного
материала. Тексты порой необоснованно объёмные, по сравнению с учебной задачей
к ним ставящейся. Упражнения и задания к ним носят некорректный характер.
Недостаточно обучающих творческих заданий. Ведь творческий выбор ученику можно
предоставить практически на любом учебном материале.
В
заключение хочется выразить ещё одно сожаление: Российская академия наук и
Российская академия образования утвердили комплект
для изучения русского языка во 2 классе, в который входит учебник, рабочая
тетрадь на печатной основе и диск, но в реальности нашему второкласснику
доступны только учебник и диск.
Творите,
дерзайте, пробуйте!
Комментариев нет:
Отправить комментарий