Коррекция почерка как проблема обучения
письменной речи
письменной речи
Аннотация. В статье авторы освещают проблему
формирования почерка у обучающихся
начальной школы, причины нарушений навыка письма, условия и возможности
коррекции почерка.
Ключевые слова: обучение письму, причины плохого почерка,
корректирование почерка, развитие двигательной сферы, пространственное
восприятие, развитие мелкой моторики, сенсорно-моторные
образы элементов графемы, вербализация
поэлементного образа буквы.
Проблема плохого почерка
часто встречается в начальной школе. Обучение письму — сложный вид работы для
любого малыша. Зрелые навыки письма формируются и автоматизируются у ребенка позже умения
читать или считать. По мнению психологов, физиологов, педагогов
формирование и развитие письменных навыков начинается еще в раннем детстве и относится к моменту, когда малыш взяв в руки
карандаш, начинает чиркать на листе
бумаги незатейливые линии, каракули. Он только учится контролировать движение
своей руки, в этом возрасте его руки работают дальше, чем его голова. Только с
подсказками взрослых ребенок начинает понимать, что движения рук во время
рисования должны быть не спонтанными, а продуманными, плавными. Графические
умения являются хорошим фундаментом письма. До 5-6 лет дети совершенствуют
навыки рисования. После осознания того, что изобразить можно не только предметы,
но и слова, ребенок начинает рисовать образы букв. Происходит это в возрасте
6-7 лет, когда в основном происходит созревание
соответствующих зон коры головного мозга и
развитие мелких мышц, отвечающих за работу кисти руки. Этот период
не случайно совпадает с моментом перехода ребенка в школу, где письму обучают
организованно. Важно, чтобы
ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Изменение
неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени от
ребёнка, от учителей и родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и
создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка в первый год обучения в школе.
Самые последние исследования показали, что в начале обучения первоклассники на
уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и
космонавты в момент старта.
Многие
родители жалуются на плохой почерк своих детей, обвиняют школьных педагогов в
плохом обучении и не могут понять истинных причин этого явления. Что же принято считать плохим
почерком:
1.
Некоторые буквы пишутся одинаково, т.к. ребенок
недостаточно дифференцирует элементы букв.
2.
Слова находятся не на строке, а под или над нею,
«гуляют» в произвольном направлении, строчки письма «уплывают» вверх или вниз.
3.
Буквы в слове сильно отличаются по величине.
4.
Наклон превышает 50 градусов, буквы лежат на строке,
при этом слова становятся широкими, расплывчатыми, непонятными.
Если в письменной речи наблюдаются
такие признаки, то почерк подлежит корректированию. Исправлять почерк можно и нужно, и чем
раньше начать его корректировать, тем легче и быстрее пройдет этот процесс. Но
надо отметить, что плохой почерк указывает на наличие каких-то проблем
физиологического, эмоционального и психологического характера, о чем родители чаще всего не задумываются.
Каковы причины проблем с почерком у ребенка:
Каковы причины проблем с почерком у ребенка:
·
Недостаточно развита гибкость,
натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку;
наблюдается слабая чувствительность пальцев; недостаточно развита мелкая
моторика, т.е. умение управлять тонкими движениями
пальцев и кисти рук. Ребенку тяжело писать, кисть и пальцы сильно устают,
немеют. Такие
дети не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры,
не любят рисовать, раскрашивать, не могут
завязать простой узел.
·
Недостаточно развита двигательная сфера.
Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч,
принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается
и наталкивается на предметы… Если ребенок не сбалансирован, не может четко
управлять руками и ногами, это скажется на таком тонком процессе, как письмо.
·
Наследственность. Доказано, что почерк наследуется
детьми в генетическом коде, и очень часто почерк ребенка похож на стиль письма
одного из его родителей.
·
Не сформировано понимание «право – лево, верх – низ», нарушено пространственное восприятие.
В этом случае можно увидеть «зеркальное» написание букв или замены по
оптическому признаку, т. к. ребенок не может запомнить пространственное
расположение элементов (буква «и» заменяется буквой «у»).
·
У ребенка нет понимания
прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате –
неправильно написанные буквы, исправления.
·
Почерк может быть нарушен при
плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за
хронических заболеваний и из-за чрезмерных нагрузок. Изменение
почерка по этой причине временно.
· Очень сильное влияние на почерк оказывает обстановка
внутри семьи. Если возникают конфликты с родителями, это сказывается на психофизиологическом
и эмоциональном состоянии ребёнка.
Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния ребёнка, его психологического благополучия или неблагополучия. В переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования правильного почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или постоянным консультированием у психолога или логопеда.
Если возникли проблемы с почерком, в первую очередь следует выявить причины плохого почерка, но при этом нужно помнить о простых моментах, которые часто не соблюдаются при письме:
Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния ребёнка, его психологического благополучия или неблагополучия. В переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования правильного почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или постоянным консультированием у психолога или логопеда.
Если возникли проблемы с почерком, в первую очередь следует выявить причины плохого почерка, но при этом нужно помнить о простых моментах, которые часто не соблюдаются при письме:
1.
На наклон письма влияет положение тетради. Класть ее
нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно
равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при
работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны
краю стола.
2.
Правильный захват и удобная ручка. Правильному захвату
необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаши,
фломастеры для рисования. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет
постоянно уставать, письмо будет медленным, а буквы неровными.
3.
Правильная посадка.
4.
Регулярные тренировки.
Формирование навыка письма и красивого
почерка невозможно без планомерного развития мелкой моторики и координации
движений. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок
систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Поэтому на начальном этапе очень важны
для первоклассников уроки по ИЗО и
технологии: рисование, аппликация,
лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей.
Занятия
по коррекции почерка начинаются с развития тонких движений пальцев рук и
формирования пространственных ориентировок. Учителя-логопеды рекомендуют использовать на любых
занятиях специальные упражнения.
I.
Проводить массаж рук.
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук ;
2. Массаж пальцев кольцом «Су-Джок»;
3. Массаж пальцев с использованием рифлёной,
наждачной, шершавой, тиснёной и бархатной
поверхности;
4. Поиск искомого предмета с «выключенным»
зрением; «Пуговицы»,
«Домино» и пр.
5. Массаж
ладоней шариком «Су-Джок»;
6. Манипуляции
шариками «Бахилы»;
7. Массаж
шарами, тубами, трубочками, косточками,
сухофруктами, счетными палочками и пр.
8. Массаж
счетами, шпульками, бутылочками;
9. «Расскажи
стихи руками»;
10. Стучим, хлопаем, аплодируем.
П.
Развивать мелкую моторику.
1. Вышивать,
нанизывать, пришивать;
2. Вырезывать;
3. Наклеивать;
4. Рваная
аппликация;
5. Конструировать;
6. Конструировать
«Блоки Дьенеша», «Вставки М.Монтессори»;
7. Строить
замок, стены и т.д. из «молочных» крышек;
8. Строить
из конструктора;
9. Вертушки.
Ш.
Развивать согласованность движений рук.
1.
Закручивать и раскручивать крышки;
2.
Соотносить предметы (в отверстие и пр.);
3.
Играть в мяч (ловить, кидать);
4.
Складывать коробки, завязывать бант, шнуровать и пр.;
5.
«Пианино» и пр.;
6. Кукольный театр «Петрушка», «Би-ба-бо»;
IV. Развивать пространственные
представления.
1.
Сетка «Электронная муха»;
2.
Карточки «Понимаю себя»;
3.
Графические диктанты.
Помощь в формировании навыка письма и
красивого почерка могут оказать различные насадки на ручки: «Треугольные»,
«Рифлёные резинки», «Рыбки», а так же крупные карандаши, имеющие три ребра для
удобства захвата щепотью (три пальца). Для леворуких детей можно использовать
специальные насадки - «Рыбка-левша». Таким образом, параллельно с развитием
мелкой моторики, осуществляется подбор физиологически удобных для ребёнка
письменных принадлежностей.
Следующим этапом работы является собственно
написание графем по методике Т.А. Трубниковой на основе сенсорно-моторных образов элементов и ориентировке
на плоскости, вербализация поэлементного образа буквы в сочетании
с движениями пишущей руки. Обучающиеся знакомятся с «полем деятельности» (листом
тетради) и размещением графем (начинаем писать в левом верхнем углу и пишем слева направо…), постепенно осваивают и
автоматизируют поэлементное написание графем.
Родители должны понимать, что коррекция почерка - это труд, требующий терпения и старания, и помнить: «Тебе никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его. Возможно, однако, для этого тебе придётся потрудиться» (Р.Бах)
Родители должны понимать, что коррекция почерка - это труд, требующий терпения и старания, и помнить: «Тебе никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его. Возможно, однако, для этого тебе придётся потрудиться» (Р.Бах)
Комментариев нет:
Отправить комментарий