среда, 15 июня 2016 г.

Логопедическая работа - тяжелый, но интересный труд. Авторский материал уже опубликован в официальных изданиях разного уровня.



Коррекция почерка как проблема обучения 
письменной речи
Аннотация. В статье авторы освещают  проблему  формирования почерка у обучающихся начальной школы, причины нарушений навыка письма, условия и возможности коррекции почерка.    

Ключевые слова: обучение письму, причины плохого почерка, корректирование почерка, развитие двигательной сферы, пространственное восприятие, развитие мелкой моторики,  сенсорно-моторные образы элементов графемы, вербализация поэлементного образа буквы.

      Проблема плохого   почерка часто встречается в начальной школе. Обучение письму — сложный вид работы для любого малыша. Зрелые навыки письма формируются  и автоматизируются у ребенка позже умения читать или считать. По мнению психологов, физиологов, педагогов формирование и развитие письменных навыков начинается еще в раннем детстве и  относится к моменту, когда малыш взяв в руки карандаш,  начинает чиркать на листе бумаги незатейливые линии, каракули. Он только учится контролировать движение своей руки, в этом возрасте его руки работают дальше, чем его голова. Только с подсказками взрослых ребенок начинает понимать, что движения рук во время рисования должны быть не спонтанными, а продуманными, плавными. Графические умения являются хорошим фундаментом письма. До 5-6 лет дети совершенствуют навыки рисования. После осознания того, что изобразить можно не только предметы, но и слова, ребенок начинает рисовать образы букв. Происходит это в возрасте 6-7 лет, когда  в основном происходит созревание соответствующих зон коры головного мозга   и  развитие мелких мышц, отвечающих за работу кисти руки. Этот период не случайно совпадает с моментом перехода ребенка в школу, где письму обучают организованно. Важно, чтобы ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени от ребёнка, от учителей и родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка в первый  год обучения в школе. Самые последние исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. 
         Многие родители жалуются на плохой почерк своих детей, обвиняют школьных педагогов в плохом обучении и не могут понять истинных причин этого  явления. Что же принято считать плохим почерком:
1.     Некоторые буквы пишутся одинаково, т.к. ребенок недостаточно дифференцирует элементы букв.
2.     Слова находятся не на строке, а под или над нею, «гуляют» в произвольном направлении,   строчки письма «уплывают» вверх или вниз.
3.     Буквы в слове сильно отличаются по величине.
4.     Наклон превышает 50 градусов, буквы лежат на строке, при этом слова становятся широкими, расплывчатыми, непонятными.
         Если в письменной речи наблюдаются такие признаки, то почерк подлежит корректированию.  Исправлять почерк можно и нужно, и чем раньше начать его корректировать, тем легче и быстрее пройдет этот процесс. Но надо отметить, что плохой почерк указывает на наличие каких-то проблем физиологического, эмоционального и психологического характера, о чем  родители чаще всего не задумываются.
Каковы причины проблем с почерком у ребенка:
·         Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальцев; недостаточно развита мелкая моторика, т.е. умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук. Ребенку тяжело писать, кисть и пальцы сильно устают, немеют. Такие дети не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, раскрашивать, не могут завязать простой узел.
·         Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять руками и ногами, это скажется на таком тонком процессе, как письмо.
·        Наследственность. Доказано, что почерк наследуется детьми в генетическом коде, и очень часто почерк ребенка похож на стиль письма одного из его родителей.
·        Не сформировано понимание «право – лево, верх – низ», нарушено пространственное восприятие. В этом случае можно увидеть «зеркальное» написание букв или замены по оптическому признаку, т. к. ребенок не может запомнить пространственное расположение элементов (буква «и» заменяется буквой «у»).
·        У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления.
·        Почерк может быть нарушен при плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и из-за чрезмерных нагрузок. Изменение почерка по этой причине временно.
·      Очень сильное влияние на почерк оказывает обстановка внутри семьи. Если возникают конфликты с родителями, это сказывается на психофизиологическом и эмоциональном состоянии ребёнка.
Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния ребёнка, его психологического благополучия или неблагополучия. В   переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования правильного   почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или постоянным  консультированием у психолога или    логопеда.
    Если возникли проблемы с почерком, в   первую очередь следует выявить   причины плохого почерка, но при этом нужно помнить о   простых моментах, которые часто не соблюдаются при письме:
1.     На наклон письма влияет положение тетради. Класть ее нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
2.     Правильный захват и удобная ручка. Правильному захвату необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаши, фломастеры для рисования. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буквы неровными.
3.     Правильная посадка.
4.     Регулярные тренировки.
      Формирование навыка письма и красивого почерка невозможно без планомерного развития мелкой моторики и координации движений. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.  Поэтому на начальном этапе очень важны для  первоклассников уроки по ИЗО и технологии:  рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких  деталей.
 Занятия по коррекции почерка начинаются с развития тонких движений пальцев рук и формирования пространственных ориентировок. Учителя-логопеды рекомендуют использовать на любых занятиях специальные упражнения.
I.    Проводить массаж рук.
             1.   Самомассаж ладоней и пальцев рук ;
             2.   Массаж пальцев кольцом «Су-Джок»;
             3.   Массаж пальцев с использованием  рифлёной,
               наждачной, шершавой, тиснёной и бархатной поверхности;
             4.   Поиск искомого предмета с «выключенным»
                         зрением; «Пуговицы», «Домино» и пр.
5.     Массаж ладоней шариком «Су-Джок»;
6.     Манипуляции шариками «Бахилы»;
7.     Массаж шарами, тубами, трубочками, косточками,
      сухофруктами, счетными палочками и пр.
8.     Массаж счетами, шпульками, бутылочками;
9.     «Расскажи стихи руками»;
10.      Стучим, хлопаем, аплодируем.
  П.  Развивать мелкую моторику.
1.     Вышивать, нанизывать, пришивать;
2.     Вырезывать;
3.     Наклеивать;
4.     Рваная аппликация;
5.     Конструировать;
6.     Конструировать «Блоки Дьенеша», «Вставки М.Монтессори»;
7.     Строить замок, стены и т.д. из «молочных» крышек;
8.     Строить из конструктора;
9.     Вертушки.
Ш. Развивать согласованность  движений рук.
            1.   Закручивать и раскручивать крышки;
            2.   Соотносить предметы (в отверстие и пр.);
            3.   Играть в мяч (ловить, кидать);
            4.   Складывать коробки, завязывать бант, шнуровать и пр.;
            5.   «Пианино» и пр.;
            6.    Кукольный театр «Петрушка», «Би-ба-бо»;
IV. Развивать пространственные представления.
1.        Сетка «Электронная муха»;
2.        Карточки «Понимаю себя»;
3.        Графические диктанты.
       Помощь в формировании навыка письма и красивого почерка могут оказать различные насадки на ручки: «Треугольные», «Рифлёные резинки», «Рыбки», а так же крупные карандаши, имеющие три ребра для удобства захвата щепотью (три пальца). Для леворуких детей можно использовать специальные насадки - «Рыбка-левша». Таким образом, параллельно с развитием мелкой моторики, осуществляется подбор физиологически удобных для ребёнка письменных принадлежностей. 
      Следующим этапом работы является собственно написание графем по методике Т.А. Трубниковой  на основе  сенсорно-моторных образов элементов и ориентировке на плоскости, вербализация поэлементного образа буквы в сочетании с движениями пишущей руки. Обучающиеся   знакомятся с «полем деятельности» (листом тетради) и размещением графем (начинаем писать в левом верхнем углу и  пишем слева направо…), постепенно осваивают и автоматизируют поэлементное написание графем.   
          Родители должны понимать, что коррекция  почерка - это труд, требующий терпения и старания, и помнить: «Тебе никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его. Возможно, однако, для этого тебе придётся  потрудиться»    (Р.Бах)





Комментариев нет:

Отправить комментарий