педагог-психолог ГБДОУ
комбинированного вида
детский сад №83
детский сад №83
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербурга
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Аннотация.
В статье автор раскрывает психологические аспекты синдрома профессионального
выгорания
медицинских и социальных работников, педагогов, консультантов, сотрудников
правоохранительных органов, психологов, менеджеров по персоналу и др. и своевременного выявления его симптомов.
Ключевые слова: синдром
профессионального выгорания, психическое истощение,
конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность,
нервозность, беспокойство, «группа риска».
В современных условиях на первое
место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье
является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Трудности в адаптации, неспособность выносить
повышенные профессиональные нагрузки, различные формы «личностного
неблагополучия» (феномены психического истощения, отчуждения,
профессионально-личностные деформации, дисфункции межличностных контактов на
работе) - вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются
обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью
человека.
В связи с этим особую актуальность
приобретает проблема предупреждения синдрома
«профессионального выгорания»
и своевременного выявления его симптомов,
так как четкое представление о них
позволит разрабатывать не только программы профилактики, но и ранней диагностики
этого дезадаптационного явления.
Научный и практический интерес к
этой теме обусловлен и тем, что данный синдром - непосредственное проявление
всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью
их труда и стабильностью деловой жизни организации. Главным источником
профессионального выгорания является избыточное общение с людьми, род
деятельности, требующей особых эмоциональных затрат. Люди таких профессий не
свободны в проявлении чувств приязни и
неприязни, симпатии и антипатии, любви и ненависти [2, стр. 317].
К его симптомам следует отнести: снижение мотивации к работе и резко
возрастающую неудовлетворенность ей, конфликты на рабочем месте, хроническую
усталость, скуку, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство,
дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания, увеличение абсентеизма и
многое другое. Анализ субъективных ощущений профессионально
выгоревших людей, свидетельствует о том, что они отличаются от аналогичных
ощущений, связанных с «нормальной» физической усталостью. Не даром это явление,
во-первых, непосредственно связано с профессиональной деятельностью,
а во-вторых, является необратимым и не исчезает после сна и других форм отдыха.
Поэтому, согласно современным исследованиям,
«явлением профессионального
выгорания» принято считать состояние физического, умственного и
эмоционального истощения, проявляемое, прежде
всего, в профессиях социальной сферы [1].
Многочисленные
зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных
стрессов. Ведь стресс на рабочем месте - это многообразный феномен, выражающийся
как в психических, так и в физических реакциях на напряженные ситуации в
трудовой деятельности человека [5,
стр. 19-32].Именно поэтому в
настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации
болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу
приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его
полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже
долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной
оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив [4, стр. 132]. Выгорание как
следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда
адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.
Во-первых,
наиболее страдают представители тех профессий, которые по виду деятельности
вынуждены много и интенсивно общаться с разными людьми. В первую очередь - это
медицинские и социальные работники, консультанты, педагоги, сотрудники
правоохранительных органов, психологи, менеджеры по персоналу.
Во-вторых, в
«группу риска» входят лица, переживающие постоянный внутриличностный конфликт:
имеют низкую заработную плату, плохие условия труда, не обеспечены жильем
и т. п. Кроме того, формальность системы отчетности и оценки
результатов работы, несоответствие профессиональных качеств и
индивидуально-психологических особенностей руководителей своим должностям,
которые приводят к принятию ошибочных управленческих решений, становятся
серьезными причинами вхождения работника
в «группу риска».
В-третьих,
выгоранию больше подвергаются работники, профессиональная деятельность которых
осуществляется в условиях постоянной нестабильности и боязни потерять рабочее
место.
В-четвертых, на
фоне постоянного стресса признаки профессионального выгорания проявляются в
случаях, когда человек находится в новой, непривычной обстановке, в которой
необходимо быстро и эффективно действовать. Нередко в таких ситуациях новый
сотрудник остро ощущает свою некомпетентность. В этом случае признаки выгорания
могут проявиться уже после шести месяцев работы.
В-пятых, этому
синдрому больше подвергаются жители мегаполисов, живущие в условиях навязанного
общения и взаимодействия со значительным количеством незнакомых людей. Этот
перечень профессий и факторов можно дополнить. Принято считать, что синдром
выгорания развивается у тех лиц, профессия которых требует продолжительного
пребывания в экстремальных условиях, постоянного повышенного уровня
нервно-психической нагрузки без полноценного отдыха. И речь идет не только о
сугубо физиологических факторах, связанных с условиями труда: большой
физической нагрузке, вибрации, повышенной скорости, значительном объеме
информации, перегружающей зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы.
Это, прежде всего: психологические и организационные трудности, необходимость
постоянно быть «в форме», невозможность выбора контингента для
профессионального общения, отсутствие достаточной эмоциональной разрядки,
значительное количество контактов в течение рабочего времени, необоснованно
ненормированный рабочий день, отсутствие положительных факторов.
Современные исследования определили,
что формирование у работника синдрома проходит три основные стадии.
Первая стадия: на уровне выполнения функций,
независимого поведения, забывания в нужный момент слов, терминов, фактов
внесения записей в реестры и т. п. Возникают перебои в выполнении
простых двигательных действий (систематический ошибочный набор букв на
клавиатуре компьютера или замена одних букв другими при написании вручную). Эти
действия иногда воспринимаются спокойно или могут вызвать иронию, тем не менее,
они являются тревожным сигналом, игнорируемым в большинстве случаев. В
зависимости от характера деятельности, степени нервно-психической нагрузки,
индивидуально-психологических особенностей первая стадия может формироваться в
течение 3–5 лет с начала определенной деятельности.
Вторая стадия: снижение заинтересованности в
работе, потребность в общении (в том числе за пределами работы), рост
апатии, недовольство. На этой стадии становится заметным появление
отрицательных психофизиологических проявлений, таких как головная боль,
увеличение систолического давления, боль в тазу и т. п. Увеличивается
количество болезней дыхательных путей, проявляется повышенное раздражение.
Период формирования данной стадии в среднем — от 5 до 15 лет.
Третья стадия: непосредственно личностное
выгорание. Характеризуется полной потерей интереса к работе и жизни в целом,
эмоциональным опустошением, отсутствием жизненных сил. Человек старается как
можно больше общаться с животными, уединяться. Могут появляться суицидальные
мысли, которые в отдельных случаях претворяются в жизнь. Усиливаются
отрицательные психосоматические проявления и расстройства. Эта стадия
формируется от 10 до 20 лет [3,
стр. 22-24].
Из вышесказанного следует, что «синдром
профессионального выгорания» приобретает все большую социальную окраску,
ему потенциально в той или иной степени могут быть подвержены работники большинства
коммуникативных профессий, а как известно, ежедневная работа с постоянной психологической перегрузкой ведет
к накапливанию последствий стрессов и истощению запаса жизненной энергии
человека.
Решение данной проблемы
напрямую связано с сохранением здоровья и психической устойчивости, а осуществление профилактики профессионально го стресса и
своевременной диагностики эмоционального выгорание является крайне важной
задачей на пути к профессиональному долголетию.
Список литературы:
1.Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П.
Сибирская психология сегодня: Сб. науч. трудов. - Вып. 2. - Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2003.
2. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /
Под ред. проф. А.О. Прохорова.
Составители: Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров.
- СПб.: Речь, 2004. – 480 с.
3. Свинцицкая Ю.А. Выпускная квалификационная
работа «Диагностика особенностей профессионального выгорания медицинских
работников в государственной и коммерческой организациях», СПбГИПСР, 2010.
- 90 с.
4. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы
коррекции. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
5. Maslach C. Burnout: A
multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in
the theory and research. Washington
D.C.; Taylor & Trancis, 1993,
P. 19-32.
Все правильно! В некоторых странах нельзя работать учителем больше определенного количества лет.
ОтветитьУдалить