вторник, 2 октября 2012 г.

Коллеги, это может быть забавно и интересно!



«Весёлые гнутики» как средство развития творческого воображения (РТВ), мелкой моторики
и пространственных представлений.

     Русинова Юлия Анатольевна - учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 347 Невского района Санкт-Петербурга

Прютц Вероника Вадимовна – учитель технологии
ГБОУ СОШ № 347 Невского района Санкт-Петербурга

          Мощное внедрение ИКТ согласно ФГОС МОиН оказывает многогранное  восприятие предлагаемого материала с опорой на зрительные и слуховые анализаторы младших школьников. Однако нельзя  на второй план отодвигать работу по развитию тонких движений пальцев рук – основу общего и речевого развития. Только задействовав все анализаторы  в процессе воспитания и развития детей, можно достичь  больших результатов в развитии гармоничной личности.
        Успешность обучения детей начальных классов в первую очередь зависит от множества факторов:
- от состояния физического и психического здоровья;
- уровня интеллектуальных способностей;
- психологических особенностей;
- личностных качеств;
- уровня речевого развития.
          Немаловажное значение имеет выявление на начальном этапе  и подкрепление интереса к различным видам деятельности. Большое внимание следует уделять развитию темпа деятельности, ловкости и координации движения рук, моторной ловкости, зрительного внимания и творческого воображения (РТВ).
               РТВ – метод    активизации      творческого      процесса    (развиваем         
     наглядно - образное мышление).  Результатом   этот  мышления   является  
     способность    эмоционально  воспринимать  и  создавать художественный
     образ. Творчество есть созидание нового, оригинального. Для проявления
творчества нужна свободная, непринуждённая обстановка. В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение использует образы, и его основное назначение – преобразование образов, чтобы обеспечить создание новых, ранее не существовавших ситуаций или объектов. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Пространственная ориентировка – это способность человека в каждый    
     данный момент правильно представлять себе пространственное       
     соотношение окружающих предметов и своё положение относительно   
      каждого из них. Мелкая моторика – совокупность скоординированных    
     действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со      
     зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и
     пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики очень важный процесс в  
     жизни ребенка, так как с ним связаны его будущие успехи в обучении, а     
     значит, и практически вся последующая жизнь. Процесс этот начинается в
     раннем     детстве    и    будет    проходить,    независимо   от  окружающей
     действительности, длительное время.  Но как он будет проходить – это
     зависит от  родителей, воспитателей, педагогов, логопедов, дефектологов.
     Анализируя собственный многолетний опыт работы, а так же
    исследуя специальную литературу многочисленных российских и
    зарубежных авторов, можно смело сказать, что у обучающихся с
    нарушением мелкой моторики и пространственных представлений чаще
    возникают проблемы с устной и письменной речью, а так же с обучением в
начальной школе в целом.
 Опираясь на вышеизложенные материалы, хотим предложить вниманию коллег давно и постоянно используемые нами виды работ по развитию мелкой моторики с использованием бросового материала.                           
                                    
                 1. Массаж ладоней
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук;
2. Массаж пальцев кольцом «Су-Джок»;
3. Массаж пальцев с использованием  рифлёной, наждачной, шершавой,                                
    тиснёной и бархатной бумаги;
4. Поиск искомого предмета с «выключенным» зрением: «Пуговицы»,                           
    «Домино» и пр.
5. Массаж ладоней шариком «Су-Джок»;
6. Манипуляции шариками «Бахилы»;
7. Массаж шарами, тубами, трубочками, косточками, сухофруктами,
    счетными палочками и пр.
8. Массаж счетами, шпульками, бутылочками;
9. «Расскажи стихи руками»;
10. Стучим, хлопаем, аплодируем.
                          2.  Развитие точных движений пальцев рук
1. Вышивать, нанизывать, пришивать;
2. Вырезывать;
3. Наклеивать;
4. Рваная аппликация;
5. Конструировать;
6. Конструировать «Блоки Дьенеша»;
7. Строить замок, стены и т.д. из крышек;
8. Строить из конструктора;
9. Вертушки.
                                   3.  Развитие согласованность рук
1. Закручивать и раскручивать крышки;
2. Соотносить предметы (в отверстие и пр.);
3. Играть в мяч (ловить, кидать);
4. Складывать коробки, завязывать бант, шнуровать  и пр.;
5. «Пианино» и пр.;
6. Кукольный театр «Петрушка», «Би-ба-бо».
 Мы знаем 1000 способов развития  мелкой моторики, мы имеем 1000 пособий из бросового материала для развития тонких  движений пальцев рук.         
 Предлагаем Вашему вниманию 1001 способ с пользой развеселить детей и  увлечь их в мир познания и развития: «Весёлые гнутики» как средство развития творческого воображения (РТВ), мелкой моторики и пространственных представлений.
                                          
                                            «Весёлые гнутики»
Для всестороннего и многогранного развития детей и большой заинтересованности в творческой деятельности обучающихся воспитателям, педагогам, логопедам и дефектологам приходится находить всё новые и новые формы и виды работ…
Первый этап: для творческой работы необходимы пластмассовые скрепки от хлебо-булочных изделий, ножниц, пинцет и хорошее настроение. Из скрепок можно изготовить множество животных, птиц и т.д., используя большой творческий потенциал.  
Второй этап: плоскую скрепку следует надрезать с четырёх сторон вдоль проволоки для получения, к примеру, лап кошечки или собаки. Проволоку по надрезам опустить вниз, а из пластика формируем мордочку и хвост, используя маникюрные ножницы.
Отогнуть конечности, уши, голову, хвост. Маркером нарисуйте глаза, нос…
По такому же принципу можно изготовить любые фигурки и поместить их на «птичий двор»,  в тундру, пустыню и т.д.
Используя «Весёлые гнутики», обучающиеся могут сочинить рассказ, создать спектакль, озвучивая своих героев и т.д. Изготовление и использование «Весёлых гнутиков» ведет к развитию творческого воображения (РТВ), мелкой моторикии пространственных представлений в полном объёме.
       Данный вид творческой деятельности активизирует работу головного мозга, создаёт благоприятный психологический фон  занятия или урока, развивает творческое воображение (РТВ), мелкую моторику и пространственные представления, что благотворно влияет на успешность воспитания и обучения детей  начальных классов. 

Примечание: фото "гнутиков" можно увидеть на ранних страницах Блога Русиновой.



Комментариев нет:

Отправить комментарий