РУСИНОВА Юлия Анатольевна,
педагог-дефектолог, учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 347 Невского района Санкт-Петербурга
НИЦИЕВСКАЯ Светлана Евгеньевна,
учитель
начальных классов, преподаватель ТРИЗ
ГБОУ
СОШ № 347 Невского района Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ВЕЩЕСТВЕННО-ПОЛЕВЫХ
РЕСУРСОВ» НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯ ПО ТРИЗ И В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
«ТРИЕДИНСТВО»
В современной школе перед учителем стоит
важная задача совершенствования педагогического процесса, повышении эффективности и качества урока для активизации творческого
мышления обучающихся. Одним из направлений работы с обучающимися начальной
школы по развитию самостоятельно приобретенного творческого потенциала и накоплению опыта решений теоретических задач являются факультативные занятию по теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ). Успешность в накоплении творческого потенциала ребёнка зависит от
множества факторов: от состояния физического и психического здоровья, уровня
интеллектуальных способностей, психологических особенностей, личностных качеств, уровня речевого развития
и т.д. Только задействовав все анализаторы
в процессе обучения и развития младших школьников, можно достичь больших результатов в развитии гармоничной
личности, способной находить как традиционные, так и нестандартные подходы к
решению изобретательских задач.
Теория
решения изобретательских задач (ТРИЗ) хороша тогда, когда поставлена
увлекательная творческая задача. В многогранных
и разноплановых направлениях
работы по ТРИЗ можно использовать
подручный и бросовый материал. Главное, чтобы
подручный материал мялся, лился, замерзал, разрывался, конструировался,
а также двигался.
Факультативное занятие по ТРИЗ
Тема: «Вещественно - полевые
ресурсы» (ВПР)
Логопедическое занятие по развитию
пространственных представлений и мелкой моторики
Лексическая тема: Домашние птицы
В логопедической работе специалисты
часто используют бросовый материал для развития психических функций, тонких
движений пальцев рук и пространственных ориентировок обучающихся-логопатов.
Использование в логопедической работе цветных пластиковых скрепок, предложенных
учителем технологии В.В.Прютц, даёт большую возможность для продуктивного и
творческого построения занятия в игровой форме, что позволяет проводить
многогранную коррекционную работу.
Изготавливая
самостоятельно домашних птиц, обучающиеся-логопаты имеют возможность не только
развивать мелкую моторику, но и активизировать речевое развитие через автоматизацию звуков, расширение и
накопление словаря, составление предложений, текстов, а также создание
спектаклей с «гнутиками», используя магнитное поле для придания двигательного
эффекта фигуркам. Спектакль получается весёлым. В сегодняшней
педагогической практике «гнутики» стали называться «весёлыми». «Весёлые
гнутики» были представлены учителям начальных классов, дефектологам,
сурдопедагогам и учителям-логопедам Санкт-Петербурга в качестве дополнительного
пособия из бросового материала для творческой работы с обучающимися и получили
высокую оценку коллег.
Педагогическое «триединство»
Педагогическое и личностное
взаимодействие специалистов образовательного учреждения (учитель начальных
классов, учитель-логопед, учитель технологии), заинтересованных в творческом
подходе к каждому обучающемуся в условиях «новой школы» приводит к
всестороннему и гармоничному развитию
детей, даже на примере маленькой фигурки из бросового материала. Тогда знания, полученные на уроках одного учителя,
дети используют на уроках, которые проводит другой учитель (так реализуются межпредметные
связи). Обучающиеся знают, что то, чему
они научились на одном уроке, им пригодится на уроках по другому предмету. Так
у детей выстраивается единая картина мира. Да и учитель такой урок подготовит с
большим интересом, если будет знать, что его результаты нужны другим учителям. А
самое главное, что такой урок важен обучающимся, которые чувствуют, что результаты
их работы на любом уроке нужны всем. А
значит, они будут стараться работать в полную силу.
От маленькой фигурки можно дойти до
глобальных педагогических и технических проектов, используя в творческой
работе содружество коллег и движение к
единой цели – воспитание и обучение гармоничной личности – ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий